Все о синем цвете и его оттенках. История синего, мнения психологов и дизайнеров
- История синего цвета
- Символика синего цвета
- Синий цвет в рекламе
- Психология синего цвета
- Оформление помещения в синих тонах
- Оттенки синего цвета
История синего цвета
Наверное самой популярной и полной книгой о синем цвете можно назвать книгу Мишеля Пастуро "Синий. История цвета".
Мишель Пастуро - историк и специалист по геральдике, нумизматике и символике цветов написал целую книгу о синем цвете. В книге не только история использования синего цвета в живописи. Это история цвета в самом масштабном виде: от открытия красителей и использования их в одежде до распространения его по миру. Мишель Пастуро рассматривает синий цвет как отдельное социальное явление. Автор изучает цвет с точки зрения социологии, истории, промышленности и искусства.
Итак, какова же история синего цвета?
Древние римляне считали синий варварским цветом, а синие одежды - признаком дурного вкуса.
У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. Особо ценился синий камень лазурит.
В Античности синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность. Для христиан синий считались мистическими, а голубой символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
Гете относил синий к отрицательным цветам.
Гете: Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходят зеленые и красные.
В наше время, по данным опроса, который организовал сервис YouGov, самым популярным цветом в мире был назван синий. В исследовании приняли участие жители 10 стран — Великобритании, Германии, США, Австралии, Китая, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Индонезии. Причем мужчины предпочитают синий больше чем женщины.
Не удивительно, что Американский Институт цвета Pantone выбрал главным цветом 2020 года «классический синий» Classic Blue.
Символика синего цвета
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным у некоторых народов. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Синий цвет в рекламе
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, также как и золотой, белый, черный, красный — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.
В рекламе промышленных товаров чаще всего используется вместе с белым и оранжевым. Эти оттенки широко используют в полиграфии во время печати календарей, листовок, флаеров или визиток.
Экспериментально были проверены различные цветовые сочетания. И на первом месте по степени эффективности привлечения внимания оказалось сочетание "синий на белом".
Синий редко когда означает какой-то призыв, также он не вызывает сильной эмоциональной реакции, в отличие от красного, жёлтого и ярко-зелёного. Синий это больше цвет спокойствия, равновесия, но при этом честности и благородства.
Психология синего цвета
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о характере и эмоциональном складе.
Синий — цвет неба, покоя, расслабления.
Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.
В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости.
Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.
Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
Оформление помещения в синих тонах
Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».
Оттенки синего цвета
Вас может заинтересовать: