Как подобрать цветовую гамму?
Создавая образ, работая над дизайном интерьера или макетом рекламной листовки, дизайнер в первую очередь определяет для себя основной цвет. Он и является фундаментом будущего творения.
На примере работы дизайнера полиграфии мы покажем всю цепочку работы с цветом.
Как мы уже написали выше, первым делом определяем основной цвет работы. Если есть переданный заказчиком гайдлайн или брендбук, то никаких проблем с подбором цветов не будет. Но так бывает не всегда.
Часто единственное, с чем приходится работать дизайнеру это логотип. В логотипе, как правило, уже заложен один, два или три цвета. В целом, для дизайнера, это уже определенное направление работы. Остается только подобрать подходящие тона, полутона и оттенки будущей работы.
О том, чем отличается оттенок от тона мы подробно писали в одной из наших прошлых статей: Теория цвета: оттенки, тона и полутона
Сложнее приходится дизайнеру, занимающимся разработкой логотипа или фирменного стиля. Тут нужно учесть не только законы сочетания цветов, акценты и т.п. но и психологию восприятия цвета.
О психологии и истории цвета мы много писали в наших прошлых статьях:
Желтый цвет: история, символика, психология
Красный цвет: история, психология, оттенки
В новой серии стаей мы расскажем о том, как создавать эстетически правильные сочетания цветов.
Как работать с цветовым кругом?
На рисунке чистые цвета расположены в широком круге, в четырех внутренних кольцах находятся его оттенки первоначального цвета с добавлением белого, а в трех верхних его тона, т.е. с добавлением черного.
Основная (первичная) цветовая гамма
Основные цвета на цветовом круге образуют треугольник и отмечены числами 4, 36 и 68. Это самая главная цветовая гамма. В ней собраны чистые красный, желтый и синий цвета. Простота этой гаммы лучше всего подходит для детских игрушек и книг. Однако эта гамма любима не только детьми. Яркий пример тому работы Пита Мондриана и Роя Лихтенштейна.
Удивительно, но Пит Мондриан покорил мир искусства всего тремя цветами.
Фишка художника Роя Лихтенштейна – фоновые точки – материализируют образ, дистанцируя его и придавая ироничное звучание.
Составная цветовая гамма
Состоит из оранжевого, зеленого и фиолетового. На цветовом круге образуют треугольник 20, 84, 52. Гамма обладает освежающими и воодушевляющими свойствами, а с помощью их оттенков можно добиться весьма тонкого живописного эффекта.
Дополнительная цветовая гамма
Это гамма образованная цветами, занимающие в цветовом диске противоположные позиции: красный - зеленые, синий - оранжевый и т.д. Эти цвета усиливают друг друга. Их широко используют в полиграфии во время печати листовок, флаеров или визиток.
Дисгармоничная гамма
Это очень смелое сочетание. Гамма образуется при сочетании выбранного цвета с цветом, который находится справа или слева от дополнительного. Например, синий - с красно-оранжевым или оранжево-желтым.
Третичная триада
Самый простой способ подбора цветов в цветовом круге – сочетать цвета, образующих равнобедренный треугольник. Цвета, которые окажутся под вершинами образуют гармоничную комбинацию цветов. Эта комбинация достаточно контрастна и эффектна. Третичная схема – сочетание третичных цветов: красно-фиолетовый, сине-зеленый и желто-оранжевый, вторая триада – красно-оранжевый, сине-фиолетовый и желто-зеленый.
Ахроматическая гамма
Ахроматическими называются цвета, не представленные на цветовом круге. Черный и белый цветами по сути не являются. К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому. Черный и белый, а также весь спектр серого между ними - это ахроматический ряд. «Ахроматический» в переводе с древнегреческого означает «не цветной». Ахроматические цвета различаются только по светлоте. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, черных оттенков.
Монохроматическая гамма
Это сдержанная спокойная гамма состоит из одного цвета, его оттенков, тонов и полутонов, абсолютно сочетающихся между собой. На рисунке ниже представлены образцы монохромной гаммы.