Синий цвет: история, психология, оттенки

Синий цвет

История синего цвета

Наверное самой популярной и полной книгой о синем цвете можно назвать книгу Мишеля Пастуро  "Синий. История цвета".

Мишель Пастуро - историк и специалист по геральдике, нумизматике и символике цветов написал целую книгу о синем цвете. В книге не только история использования синего цвета в живописи. Это история цвета в самом масштабном виде: от открытия красителей и использования их в одежде до распространения его по миру. Мишель Пастуро рассматривает синий цвет как отдельное социальное явление. Автор изучает цвет с точки зрения социологии, истории, промышленности и искусства.  


Итак, какова же история синего цвета?

Древние римляне считали синий варварским цветом, а синие одежды - признаком дурного вкуса.

У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. Особо ценился синий камень лазурит.
В Античности синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность. Для христиан синий считались мистическими, а голубой символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.

Гете относил синий к отрицательным цветам. 

Гете: Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.

Начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходят зеленые и красные.

В наше время, по данным опроса, который организовал сервис YouGov, самым популярным цветом в мире был назван синий. В исследовании приняли участие жители 10 стран — Великобритании, Германии, США, Австралии, Китая, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Индонезии. Причем мужчины предпочитают синий больше чем женщины.

Таблица предпочтения цветов

Не удивительно, что Американский Институт цвета Pantone выбрал главным цветом 2020 года «классический синий» Classic Blue.



Символика синего цвета

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным у некоторых народов. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.


Синий цвет в рекламе

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, также как и золотой, белый, черный, красный — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность.

В рекламе промышленных товаров чаще всего используется вместе с белым и оранжевым.

Экспериментально были проверены различные цветовые сочетания. И на первом месте по степени эффективности привлечения внимания оказалось сочетание "синий на белом".

Синий редко когда означает какой-то призыв, также он не вызывает сильной эмоциональной реакции, в отличие от красного, жёлтого и ярко-зелёного. Синий это больше цвет спокойствия, равновесия, но при этом честности и благородства.

Синий оттенки


Психология синего цвета

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о характере и эмоциональном складе.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления.

Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.

В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости.

Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.

Выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;

Синий в дизайне


Оформление помещения в синих тонах

Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов)  в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие  бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы». 


Оттенки синего цвета

Оттенки синего — это 180 тонов (в палитре Пантон), средних и темных, ярких и тусклых, с серыми, зелеными, фиолетовыми, бирюзовыми подтонами. В таблице представлены лишь некоторые из них.

Оттенки синего цвета 

 



Вас может заинтересовать:

Статья на сайте: Красный цвет: история, психология, оттенки