Словарь полиграфических терминов

Термины

Биговка

Продавливание тупым ножом или биговальным роликом и проглаживание линий сгиба бигов. Биговка выполняется на листовках, брошюрах, на обложках и фальцуемых открытках с целью формирования линии сгиба на рекламно-информационном материале.

 


Верстка

Процесс формирования и монтажа полосы издания. Верстка — составная часть макетирования. Процесс размещения текстовых и графических блоков по полю формата с учетом дизайна макета и требований правописания.



Воблер - (От англ. wobble — качаться) 

Сувенирная или рекламная продукция, представляющая собой кусок плотной бумаги или картона неправильной (чаще всего круглой или овальной формы) с приклеенным к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоски. На воблере обычно печатается красочное рекламное изображение. Другой стороной эта полоска может с помощью такого же скотча прикрепляться к любой вертикальной плоскости. Качающийся воблер привлекает внимание и таким образом стимулирует продажи.

высечка биговка воблер  


Высечка

Вырубка при помощи острозаточенного штампа печатных изделий. Может быть любой конфигурации.

 


Вычитание черного

Замена в процессе изготовления цветоделенных фотоформ (печатных форм) трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на эквивалентное количество черной краски на ее цветоделенной фотоформе (печатной форме).

 


Гарнитура шрифта

Комплект шрифтов различных начертаний, насыщенности, кегля и плотности, объединенных общностью рисунка очка. Гарнитуры шрифтов имеют определенные названия.

 


Гильоши

Непрерывные переплетающиеся узкие линии, образующие сложные геометрические фигуры; используются как фон на оттиске. Средство защиты от подделки банкнот и ценных бумаг.

 


Допечатные процессы

Все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе), до изготовления печатной формы включительно.

 гильоши засечки гарнитура шрифта


Засечка

Поперечный элемент на конце основного штриха буквы.

 


Кегль

Измеряемый в пунктах размер шрифта по его высоте. Включает высоту очка и заплечики. Некоторые кегли имеют названия, например: перл, диамант, нонпарель, петит, боргес, корпус, цицеро и др.

 


Клише

Иллюстрационная печатная форма (рельефная пластина) высокой печати или ее часть из металла или пластмассы, изготовленная фотомеханическим способом или гравированием. В зависимости от воспроизводимого изображения различают штриховые и растровые клише. После изобретения способа эмульсионного травления стало возможно изготовление смешанного клише, содержащего текст, штриховые и растровые изображения.

 


Краскопрогон

1) Краскопрогон — получение оттиска только с одной печатной формы в печатной машине.
2) Краскопрогон — единица производительности печатного оборудования, равная каждому оттиску краски при соприкосновении запечатываемого материала с печатной формой или поверхностью офсетного цилиндра. Количество краскопрогонов, приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины. При односторонней однокрасочной печати в одном листопрогоне один краскопрогон, при печатании на четырехкрасочной печатной машине с листопереворачивающим устройством, работающей по схеме как 4+0, так и 2+2, в одном листопрогоне — четыре краскопрогона.

 


Линиатура

Значение плотности полиграфического растра. Линиатура измеряется в линиях на дюйм (lpi) — по международной шкале или в линиях на сантиметр — по отечественной. Переводной коэффициент — 2,54 (150 lpi = 59 л/см)

 


Металлизированная бумага

Бумага с покровным слоем из тонкой металлической фольги или из напыленного в вакууме металла.

обтравка металлизированная бумага 



Обтравка

Ослабление или удаление некоторых деталей изображения, чаще всего фона, для выделения его более значимых частей при обработке.

 


POS-материалы

Термин «POS-материалы» произошел от американского словосочетания Point of Sale, что означает «точка продажи». Это материалы рекламной поддержки, которыми оформляют места торговли, витрины, кассы для того, чтобы выделить определенный товар или бренд. По результатам исследований, около 60% покупателей делаю выбор о покупке непосредственно в месте продажи, и в этом случае POS-материалы являются главным средством продвижения товара.

 


Пантон (Pantone)

Цветовые оттенки, выполненные по стандартам фирмы PANTONE, которые могут быть воспроизведены в типографии красками PANTONE. Плашечный веер PANTONE отображает цвета, полученные смешением основных цветов Pantone Basic Colors (Yellow, Yellow 012, Orange 021, Warm Red, Red 032, Rubine Red, Rhodamine Red, Purple, Violet, Blue 072, Reflex Blue, Process Blue, Green, Black, Trans. White). Процессный веер PANTONE описывает цвета Pantone Process Colors (Yellow, Magenta, Cyan, Black), кроме того, фирмой PANTONE предложен алгоритм для шестицветной печати Hexachrome (Yellow, Orange, Magenta, Cyan, Green, Black).

 


Перфорация

Система отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий разрыв материала по этой линии. Создается при помощи специальных перфорационных ножей.

 перфорация печатные формы пантон


Печатная форма

Поверхность пластины, плиты или цилиндра, которые изготовлены из металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня и др., а сама поверхность обработана по специальной технологии. Печатная форма служит для образования и сохранения изображения в виде отдельных участков, воспринимающих печатную краску (печатающие элементы) и не воспринимающих ее (пробельные элементы). Печатающие элементы не только воспринимают краску, но и передают ее на запечатываемый материал или передаточное звено, например, офсетный цилиндр, тампон.

 


Плашка

Cплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала.

 


Приводка 

1) Приводка (в печатном производстве) — совмещение в процессе печатания цветоделенных изображений на оттиске и строк с лицевой и оборотной сторон. Приводку проводят с использованием тест-объектов и контрольных меток или по изображению.
2) Приводка (в брошюровочно-переплетном производстве) — правильное расположение штампа при тиснении.

 


Приладка

Подготовка офсетной печатной машины к печати: установка печатных форм, совмещение изображений на оттиске, регулировка подачи краски.

 


Разворот

Две соседние страницы (левая — четная, правая — нечетная) издания.

 


Растр

(От лат. rastrum — грабли.) Совокупность непрозрачных элементов (чаще всего точек округлой или эллиптической формы), разбивающей полутоновое изображение на микроштриховые элементы, передающие полутона оригинала благодаря разной площади микроэлементов, то сливающихся в сплошной черный фон, то благодаря небольшим просветам между ними кажущихся серым полутоном, а при минимальном их размере — почти белой, незапечатанной частью.

 


RGB

(От англ. red, green, blue — красный, зеленый, синий.) Аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.
Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB используется в мониторах.

 


Ризография

Печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер-пленке) для образования печатающих элементов. Ризографию используют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна). Этот способ экономически эффективен при печати продукции небольшими тиражами (от 20 до 1000 экз.). При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы. Печать на ризографе производится с разрешением до 600 dpi.

 


CMYK

Четыре основных цвета (при полноцветной печати), на которые делятся все изображения, — голубой (сyan), пурпурный (мagenta), желтый (yellow), черный (black).

 


Спуск полос

Процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающий после фальцовки оттисков требуемое чередование страниц в тетрадях.

 


Фальцовка

(От нем. falzen — складывать, сгибать.) Технологическая операция формирования тетрадей или полиграфических изделий определенной конструкции из отпечатанных листов путем осуществления последовательных сгибов. Из нескольких тетрадей формируются брошюры, журналы, книги и другие полиграфические издания. Фальцовка является первой и одной из важнейших брошюровочных операций при послепечатной обработке оттисков.

 


Форзац

 Сложенный пополам лист бумаги или оттиска, помещаемый между переплетной крышкой и блоком книги. Служит связующим звеном между книжным блоком и переплетной крышкой. Существуют несколько видов форзацев. Наиболее часто применяется простой приклейной форзац — односгибная тетрадь из специальной форзацной бумаги. В книгах большого объема (толщиной блока свыше 30 мм) применяют приклейной форзац с окантовкой — полоской из бумаги или коленкора шириной 16–20 мм.

 


Цветоделение

Процесс разделения цветного изображения на 4 основных цвета (при полноцветной печати) — голубой (cyan), пурпурный (magenta), желтый (yellow), черный (black) — CMYK. Обычно под цветоделением понимают многоступенчатый процесс, конечным результатом которого получение готовых «пленок» (полноформатных диапозитивов).

 


Цицеро

Название типографского шрифта кеглем 12 пунктов.

 


Экранная цветопроба

Получение пробного изображения на экране монитора издательской системы для визуальной оценки цветовых характеристик цветного изображения после его ввода, обработки или коррекции цвета. Экранная цветопроба необходима и для оперативного согласования промежуточных или конечных результатов оформления издания с заказчиком. 

 

Читайте также другие статьи на нашем сайте:
Поговорим о черном цвете. Офсетная печать
Тонкости допечатной подготовки.

Как повысить продажи с помощью QR-кода 
QR-код как дополнительный мостик между продавцом и покупателем.

Какие календари прошлых лет можно использовать в 2019? 
Если у вас сохранились календари за 2002, 1991 года, то вы можете воспользоваться ими и в 2019.

Так продавать вредный для здоровья продукт!
Почему продукт, мягко говоря, плохой для здоровья, но разлетается как горячие бесплатные пирожки?