Производители молока и молочной продукции при производстве руководствуются Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, принятым Государственной Думой 23.05.2008 года (редакция от 22.07.2010 года №163-ФЗ). Там же прописаны правила маркировки молока и другой молочной продукции.
Закон выделяет следующие наименования молока и молочной продукции:
- молоко – натуральный продукт, полученный от сельскохозяйственных животных, не содержит добавок.
- молочный напиток - молочный продукт, изготавливают из сгущенного или концентрированного, сухого цельного, сухого обезжиренного молока.
В зависимости от способа обработки различают:
- цельное - составные части продукта не подвергаются воздействию посредством их регулирования;
- питьевое - массовая доля жира не более 9 процентов, подвергается и подвергнутое термической обработке или другой обработке. В состав не входит сухое цельное, сухое обезжиренное молока.
- обезжиренное - массовая доля жира составляет менее 0,5%, получают в результате отделения жира от молока;
- стерилизованное, пастеризованное, ультрапастеризованное молоко – подвергают термической обработке для соблюдения требований к микробиологическим показателям безопасности;
- топленое - проходит термическую обработку при температуре от 85 до 99 градусов, с дальнейшей выдержкой не меньше чем в течение трех часов с целью достижения специфических органолептических показателей.
Какую же информацию должна содержать этикетка на молоко?
Информация для потребителей наносится на каждую единицу групповой упаковки молока, молочной продукции, единицу многооборотной тары или транспортной тары молока и молочной продукции, а также на каждую единицу потребительской упаковки такой продукции.
Более подробная информация содержится в статье Статья 36. Требования к маркировке молока и продуктов его переработки (Технический регламент на молоко и молочную продукцию (с изменениями на 22 июля 2010 года) (редакция, действующая с 27 июля 2011 года) (утратил силу с 01.01.2016 на основании Федерального закона от 02.05.2015 N 126-ФЗ). Скачать требования к этикетке молока
Какой может быть этикетка на молоко?
Для изготовления этикеток на молоко и молочную продукцию чаще всего использую технологии флексографии и высокой печати.- Флексография или флексопечать позволяет изготовить молочные этикетки на бумаге, полипропиленовой пленке, прозрачной п/п и металлизированной пленке или с применением холодного тиснения фольгой. Выбор материала этикетки в данном случае широк. Минимальная партия - 3000 штук.
- Высокая печать позволяет печатать этикетки на молоко меньшим тиражом (от 1000 шт), но использование пленке в этом случае невозможно.
Что касается дизайна, то конечно, чаще всего на этикетке молока изображают корову пасущуюся на лугу.
Но в последнее время все чаще производители стали переходить на минималистический дизайн. Так на этикетка появляются капли молока в виде коровы, смайлики, черно-белый дизайн и т.п.
Ну, и немного ностальгии ...
Вспомним как выглядела упаковка молока в СССР. В основном все жидкие молочные продукты в Советском Союзе были расфасованы в стеклянную тару, которую затем мыли и сдавали в специальных пунктах приема стеклотары или прямо в молочном магазине. Доставлялись они в металлических сетчатых ящиках.
Этикетки на бутылке не было, она была на крышке. Такие бутылки закрывались крышечками из мягкой фольги разного цвета. На крышечке писали название продукта, дату изготовления, а также стоимость.
Кроме бутылок – молоко продавали в треугольных пакетах емкостью по пол-литра. Пакет имел знакомый многим красно-голубой дизайн. Чуть позже начали появляться литровые пакеты тетра-паки.
А еще молоко в то время продавали из бочек. Молочные бочки кроме цвета и надписи ничем не отличались от бочек с квасом или пивом.
Упаковка и этикетки молока с тех пор сильно изменились, стали ярче и прочнее. Появились технологии способные осуществить любую задумку дизайнера. Но так хочется вспомнить вкус того молока в стеклянной бутылке без этикетки, ведь молоко в Советском Союзе делалось из молока).