Желтый цвет: история, символика, психология

Желтый цвет: значение

Желтый цвет: история, оттенки, психология

 

История желтого цвета

Желтый стал одним из первых цветов в искусстве и связано это было с его доступностью. Желтый охристый пигмент был сделан из глины и использовался еще в доисторическом пещерном искусстве.

В древнем мире жёлтый ассоциировался с золотом и воспринималось как застывший солнечный свет. Был очень почитаем.

В средневековом христианстве отношение к желтому цвету было двойственным. Изначально он воспринимался положительно и символизировал Святой Дух, однако позднее желтый стал ассоциироваться с изменой и ложью. 

С незапамятных времен желтый являлся цветом китайских правителей. Древние императоры резервировали желтый цвет для своего исключительного использования, каждый посторонний, осмелившийся его носить, немедленно предавался смерти. А в наши дни, если китаец сказал о ком-то 黄袍加身 (носит желтые одежды), значит, что человек взошел на трон, узурпировал власть. В Китае с желтым цветом нужно быть поосторожнее: «желтый» также ассоциируется у китайцев с материалами порнографического характера.

Такая двойственность значений желтого цвета была связана и с различием его оттенков.

Натуральные красители (корни и кора растений, луковая шелуха, ревень) были доступны даже бедным слоям населения, но давали неяркие желтые оттенки. Поэтому бурые и тусклые желтые тона долго считались цветами самого низшего сословия.

Ткани, окрашенные цветками софора, корнем барбариса, плодами куркумы, были яркими и безопасными для здоровья, при стирке не линяли, не выгорали на солнце. Их могли позволить себе только богатые люди.

Символика желтого цвета

В XX веке желтый был возрожден как символ исключения, как это было в средние века и эпоху Возрождения, когда в жёлтое одевали еретиков перед казнью, жёлтое должны были носить евреи. Евреи в нацистской Германии и оккупированные немцами страны должны были зашивать желтые треугольники со звездой Давида на их одежде.

В 1980-е годы желтый цвет был полностью забыт. На его место пришел золотой, но совсем в другом обличье. Начиная с 90-х мир взял направление на минимализм. Дизайнеры стремились к чистоте форм и экспериментировали с цветом. И здесь яркость желтого цвета в сочетании с ахроматическими цветами пришлась как нельзя кстати.

Цветом 2009 года был назван – Mimoza. Этот цвет является примером тепла и уверенности, просветления и процветания. По словам экспертов Pantone, в период экономической неопределенности и политических изменений оптимизм имеет первостепенное значение, и никакой другой цвет не выражает надежды и заверения более чем желтый. Эти оттенки широко используют в полиграфии во время печати листовок, флаеров или визиток.

Посмотрим, что нам предложит институт Pantone в 2021 году.



Оттенки желтого цвета 

Оттенки желтого 

В начале XIX в Эльзасе был изобретен ярко-жёлтый искусственный краситель, затем он распространяется по всей Европе. Так появились десятки оттенков жёлтого, с самыми разнообразными их названиями.

  • Алебастровый – бледно-жёлтый

  • Жирафовый, жирафьего брюха - жёлто-коричневые оттенки

  • Палевый - светлый, с небольшим содержанием серого и белого. Само слово «paille» произошло от французского языка, где в переводе означает «солома»

  • Жонкилевый - ярко-желтый с зеленоватым оттенком, наподобие цветов жонкиля (вид нарцисса).

  • Дроковый - цвет краски из цветка дрока: желтый

  • Шампань - цвета шампанского: прозрачно-желтый

  • Шартрёз - оттенок жёлто-зелёного цвета

 

Существует много "литературно-образных" названий оттенков желтого цвета, которые основаны исключительно на ассоциациях.

  • Небеленый лен - желтовато-бежевый цвет

  • Солнечно-желтый - светлый и довольно яркий цвет

  • Банановый - бледный нейтральный желтый, цвет мякоти банана

  • Пшеничный - мягкий желтый

  • Мимоза - яркий светлый тепловатый желтый

  • Лимонный - яркий холодный желтый (хотя есть вариация, как и у кожуры лимона)

  • Цыплячий - светловатый, слегка теплый желтый.

  • Янтарь -   светлый мягкий желтый

  • Одуванчиковый - теплый яркий желтый

  • Подсолнух - теплый мягкий желтый

  • Яичный желток - слегка затемненный теплый желтый

  • Куркума - теплый мягкий темноватый желтый

  • Канареечный - нейтральный насыщенный желтый

  • Шафран - рыжевато-желтый

  • Кукурузный - мягкий желтый

  • Желтый виноград - мягкий теплый желтый

  • Соломенный - бежево-желтый

  • Медовый - светлый мягкий тепловатый желтый

  • Манго - теплый яркий желтый

  • Песочный - мягкий   желтый

  • Золотистый - светлый мягкий золотой

  • Старое золото - темный золотой



 Ван Гог

Любимый цвет Ван Гога

Желтый цвет занимает отдельное место в творчестве Ван Гога. Он становится главенствующим в палитре художника, начиная с переезда в Арль.

В одном из писем брату Тео Винсент пишет:

«Желтый цвет — высшая просветленность любви. Солнце и свет, по счастью, можно выразить при помощи желтого, бледного желто-зеленого, лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!»

Но, наверное, все же не зря желтый считается цветом безумия. Ведь у Ван Гога период обострения психического недуга совпал по времени со страстной одержимостью этим цветом. 

 

Психология желтого цвета

Значение цвета в психологии во многом сложилось из древних традиций восприятия цветов. Желтый цвет изначально ассоциируется у людей с солнцем, теплом, животворящим светом. 

Желтый пробуждает в людях позитивное настроение, но одновременно способствует легкомысленному отношению к действительности. Желтый теплых оттенков нравится веселым, активным, слегка легкомысленным людям.

  • Они бодры, деятельны и ориентированы на успех, но стараются не слишком перетруждаться и выбирают ту деятельность, которая доставляет им удовольствие.
  • Предпочитающие желтый цвет любят свободу, они полны надежд на будущее и уверены, что все изменения – к лучшему.

Желтый – это постоянное ожидание праздника, и поэтому мрачных, угрюмых людей он раздражает. Отвергают желтый цвет и те, кто стремится к покою, кому неприятна суета жизни, а излишняя веселость вызывает злость. У людей, переживающих позитивные эмоции, повышается цветовая чувствительность к желтому и красному цвету, которая снижается при наличии отрицательного эмоционального состояния.

Желтый цвет чаще выбирают экстраверты, а также люди уверенные в себе, с высокой самооценкой и высоким интеллектом, активные, деятельные, склонные к умственному труду.

Желтый (наряду с красным) чаще предпочитается мужчинами, тогда как женщины чаще выбирают синий (прослеживается древний символизм – синий цвет матери и желтый цвет отца).


 

Физиология желтого цвета

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать желтому цвету следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. 

Помогает при негативных психических состояниях: творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм. Улучшает память.



Желтый цвет     

Желтый цвет в дизайне

Легкость мыслей – полезный побочный эффект желтого цвета. Он пробуждает в людях любознательность, жажду нового и потребность это новое осмыслить. Поэтому желтый цвет в интерьере помещения стимулирует учебный процесс. Но обилие желтого может утомить нервную систему и перегрузить зрение, приводит к раздражению и немотивированной злости. Все хорошо в меру. Желтый можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. У детей желтый цвет занимает второе место в ряду цветовых предпочтений и уступает место лишь красному. С возрастом предпочтения меняются, и желтый цвет опускается на пятую, а в некоторых исследованиях, и на седьмую позицию.

Если хотите, чтобы гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостиную желтыми предметами.

Еще одна особенность желтого – предметы и объекты, окрашенные в желтый цвет выдвигаются на первый план и привлекают внимание. Это свойство желтого, а также его позитивная окраска, сделала желтый цвет очень популярным в дизайне и рекламе. Однако при использовании на большой площади создает ощущение «дешевизны» и вызывает беспокойство.

 

 


Читайте другие статьи на сайте:

Голосование